Реестр полученных и выданных НН заполняем по-новому ГНА Украины приказом от 26.10.2009 г. №5821 внесла изменения
в форму Реестра полученных и выданных налоговых накладных.
Общие изменения Приказ
ГНАУ №582 вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем
официального обнародования. Следовательно, если нормативный документ
будет официально опубликован в декабре, новые требования порядка
заполнения Реестра полученных и выданных налоговых накладных будут
действовать с 01.01.2010 года. Комментируемым приказом ГНАУ
утвердила новую форму Реестра полученных и выданных налоговых
накладных, изложив ее в новой редакции
2. Это означает, что в
реквизит реестра, в частности в гриф «Затверджено», внесены изменения.
Следовательно, если приложение к распорядительному документу излагается
в новой редакции, в грифе утверждения или отметке к приложению
указываются вид, дата и номер основного распорядительного документа. В
скобках указываются вид, дата и номер распорядительного документа, в
соответствии с которым данное приложение изложено в новой редакции
3. В
соответствии с пп. 7.2.8 Закона о НДС налогоплательщик ведет Реестр
полученных и выданных НН в документальном или электронном виде по
своему выбору. На основании данных реестра составляется налоговая
декларация по НДС. Благодаря изменениям уточнено, что такой
документ налогового учета как реестр является формой для записи
(регистрации) полученных и выданных НН. Подчистки и необусловленные
исправления текста и цифровых данных в документе не допускаются. Если
же плательщик допустил ошибку, то исправить ее можно по правилам,
предусмотренным для бухгалтерского учета
4, в момент выявления ошибки:
1) корректурным
методом («неправильный текст и/или цифры зачеркиваются и над
зачеркнутым приводится правильный текст и/или цифры. Зачеркивание
осуществляется одной черточкой так, чтобы можно было прочитать
исправленное. Исправление ошибки должно быть обусловлено надписью
«исправлено» и подтверждено подписями лиц, подписавших данный регистр,
с указанием даты исправления»). Применение корректурного метода
исправления ошибки допускается только по тому реквизиту, исправление
которого не приводит к изменениям показателей в реестре. Корректурным
методом разрешено исправлять лишь графы 1 — 7 раздела I и графы 1 — 6
раздела ІІ;
2 Форма Реестра была утверждена приказом ГНАУ от 30.06.2005 г. №244. 3
Пункт 2.14 Порядка представления нормативно-правовых актов на
государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины и проведения
их государственной регистрации, утвержденного приказом Минюста от
12.04.2005 г. №34/5. 4 Положение о
документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное
приказом Минфина от 24.05.95 г. №88, и Методические рекомендации по
применению регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом
Минфина от 29.12.2000 г. №356.
2) методом
«сторно» («этот способ предусматривает составление Бухгалтерской
справки, в которую ошибка (сумма <...>) заносится красными
чернилами, пастой шариковых ручек и т. п. или в скобках, а правильная
запись (сумма <...>) заносится чернилами, пастой шариковых ручек
и т. п. темного цвета. Внесением этих данных в регистр <...> в
месяце, в котором обнаружена ошибка, ликвидируется неправильная запись
и отражается правильная сумма»). Корректировки ошибок в реестре не требуют составления новых (уточняющих) реестров. Налогоплательщики,
применяющие специальный режим налогообложения, в соответствии со
статьей 8-1 Закона о НДС, и перерабатывающие предприятия, согласно п.
11.21, составляют отдельные реестры
1. Об этом делается отметка в новом специальном поле реестра «Спеціальний режим оподаткування» со ссылкой на нормы Закона. Налицо
сугубо техническое изменение, касающееся замены «названия
налогоплательщика» «наименованием (Ф. И. О.) налогоплательщика». Такое
изменение связано с соответствием декларации по НДС и приложениям к
ней.
Особенности заполнения раздела I «Отримані ПН» В
графе 1 раздела I реестра, как и до изменений, записывается порядковый
номер НН или иного документа, дающего право на НК по НДС. Но теперь
такой порядковый номер переносится на соответствующий документ. Связано
это со строгим учетом поступления, а главное — с регистрацией
документов, дающих право на налоговый кредит. Раздел I дополнен следующими двумя графами: —
графой 3, в которую заносится дата выписки НН или Расчета корректировки
(приложение 2 к НН) либо ГТД или так называемых «заменителей» НН
2; —
графой 5, в которой отражается вид документа с соответствующим
обозначением, которое приводится в новой редакции п. 9.5
комментируемого Приказа. Обратите внимание: если плательщик НДС
корректирует предыдущие отчетные периоды и это осуществляется не в
текущей декларации, а посредством уточняющего расчета
3 (в котором заполнению подлежат строки по кодам 3, возможно, 3.1 и 3.2, 3.3)
4, в реестре периода, в котором будет подаваться уточняющий расчет
5,
нужно сделать отметку: «ННУ — налоговая накладная, которая включена в
уточняющие расчеты». Правда, в приказе не сказано, касается ли такое
обозначение всех НН, попадающих в уточняющий расчет, или только тех,
которые не были включены в реестр в прошлом. В графе 7 реестра
указывается ИНН плательщика НДС — поставщика. Однако в соответствии с
изменениями, в зависимости от операции или статуса продавца товара
(работ, услуг), теперь нужно указывать условный ИНН в случае, если:
1) основанием для начисления НК служит кассовый чек
6 (без определения налогового номера поставщика)
7.
В графе 7 отражается условный ИНН «100000000000» (аналогичный условный
номер по иным, чем налоговая накладная, документам, указанным в пп.
7.2.6 Закона о НДС, записывается в колонке 2 Раздела II «Податковий
кредит» приложения 5 декларации по НДС);
1
В реестр включаются только те операции, которые касаются специального
режима, установленного соответствующей статьей Закона о НДС. 2 Перечень таких документов приведен в пп. 7.2.6 Закона о НДС. 3
Это приложение 5 к Порядку заполнения и представления налоговой
декларации по НДС, утвержденному приказом ГНАУ от 30.05.97 г. №166. 4
Например, в отчетном периоде НН, относящиеся к нескольким периодам,
получены с опозданием (всем известно, что через текущую декларацию по
НДС можно исправить только один налоговый период, остальные — через
уточняющий расчет). 5 Графа 2 уточняющего расчета — отчетный налоговый период. 6
Для целей такого начисления общая сумма платежа за поставленные товары
(услуги) не может превышать 200 гривень в день (без учета НДС).
2) товары
(услуги), приобретенные у нерезидента, не предназначаются для
использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью их
использования для поставки услуг за пределами таможенной территории
Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с
пп. «д» п. 6.5 Закона о НДС (то есть плательщик не имеет права на
отраженные НК по приобретению таких товаров (услуг). В графе 7
указывается условный ИНН «200000000000»;
3) товары (услуги) приобретены у нерезидента, о чем свидетельствует ГТД. Указывается условный ИНН «300000000000»;
4)товары (услуги) приобретены у лица, не зарегистрированного в качестве
налогоплательщика. Указывается условный ИНН «400000000000». До
внесения изменений порядок заполнения реестра требовал, в случае если
товары (услуги) приобретены у нерезидента или у лица, не
зарегистрированного в качестве плательщика НДС, в графе, в которой
указывается ИНН, ставить «Х». В связи с этим возникают вопросы.
Плательщик приобрел товар (услугу), например, у нерезидента. Товар не
предназначается для использования в хозяйственной деятельности с
соответствующим условным ИНН в графе 7 — 200000000000. Впоследствии
принято решение использовать товар в налогооблагаемых операциях в
рамках хозяйственной деятельности. В данном случае должен быть условный
ИНН — 400000000000. Так нужно ли вносить исправления корректурным
методом? А если направление использования изменено в следующем периоде,
как действовать? Налоговые органы ответа не дают.
Особенности заполнения раздела ІІ «Видані ПН» Раздел
ІІ реестра дополнен новой графой 4 «Вид документа», в которую заносятся
обозначения в соответствии с пп. 2.5.1 комментируемого приказа. В случае самостоятельного исправления ошибки через уточняющий расчет
1к виду документа в графе 4 реестра нужно добавить букву «У»,
соответственно «ННУ — налоговая накладная, которая включена в
уточняющие расчеты». Опять же непонятно, касается ли такое обозначение
всех НН, попадающих в уточняющий расчет, или только тех, которые не
были включены в реестр в прошлом? В соответствии с порядком
заполнения реестра плательщик НДС обязан за отчетный период (месяц или
квартал) подводить итоги ежедневно зарегистрированных операций — как
приобретения, так и поставки. Согласно изменениям такие итоги следует
подводить и отдельно по НН, которые нашли свое отражение в уточняющих
расчетах.
1 В расчете через содержание исправления будут подлежать заполнению строки по кодам 2, 2.1, 2.2 и 2.3.
Заключение 1.Реестр ведется в документальном или электронном виде по выбору
налогоплательщика и должен храниться плательщиком в течение срока
давности — 1095 дней в соответствии со ст. 15 Закона №2181.
2. Налогоплательщик
имеет право по собственному желанию подавать в органы ГНС реестры
полученных и выданных налоговых накладных. Реестры могут подаваться: 1) в электронном виде в формате, утвержденном ГНАУ; 2) на магнитных носителях с копиями документов на бумажных носителях; 3) на бумажных носителях.
3.При проведении плановой или внеплановой выездной документальной
проверки плательщик НДС обязан обеспечить доступ налоговому инспектору
к реестру и в случае ведения его в электронном виде предоставить
носитель электронной информации за собственный счет.
4. В
соответствии с абз. 3 пп. 7.2.8 Закона о НДС: «При наличии оригинала
налоговой накладной невключение ее в указанный реестр не является
основанием для отказа в зачислении суммы налога, определенной в такой
налоговой накладной, в состав налогового кредита такого
налогоплательщика».